Допустим, ФНС вызывает предпринимателя на допрос или беседу. Руководитель организации должен предоставить счета-фактуры, акты выполненных услуг или приёма-сдачи работ. У ИП, работающих по упрощённой системе налогообложения, могут возникнуть проблемы. Они не обязаны вести бухучёт согласно законодательству, поэтому при проверке им часто им нечего предъявить сотрудникам налоговой, кроме чеков. Есть риск, что налоговая начнет внимательно анализировать платежи, вызовет к себе контрагентов, штатных сотрудников, самозанятых. Возможно, обнаружатся нарушения. Чтобы избежать штрафов, обязуйте самозанятого предоставлять вам счета и акты. Счёт формируется в приложении «Мой налог», акт необходимо распечатать, подписать и предоставить заказчику.
В акте самозанятый фиксирует:
- Перечень оказанных услуг
- Общий объём и стоимость выполненных работ
- Сроки оказания услуг
- Название проекта (в случае выполнения строительных работ – адрес объекта).
Желательно указывать в акте максимально большое количество подробностей, так предпринимателю будет проще обосновать свою правоту. Данный функционал предусмотрен в приложении Наймикс, работает в автоматическом режиме и проходит через систему электронного документооборота с исполнителем.
До оплаты услуг самозанятому, следует проверить аспекты ниже:
- Наличие акта. Каждый перевод денежных средств должен сопровождаться подписанным актом. Единственный акт за всё время сотрудничества с несколькими авансовыми платежами будет выглядеть подозрительно
- Даты подписания договора должна быть раньше даты подписания акта, но соответствовать срокам, оговорённых в условиях.
- Суммарный объём выполненных работ, указанных в акте, должен быть меньше или равен объёму работ в договорах.
В апреле 2022 года ФНС обозначила дополнительные критерии трудовых отношений и обобщила характеристики нелегальных схем в письме территориальным органам. Со ссылкой на постановление Пленума Верховного суда от 29.05.18 № 15 ведомство приводит признаки трудового договора, на которые обращают внимание при проверке:
- За самозанятым закреплено не разовое задание, а трудовая функция, не определён конкретный объем работ
- Договор носит систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года
- В договоре зафиксирована ежемесячная оплата труда, отсутствуют её изменения в течение года
- Работник следует правилам внутреннего трудового распорядка — например, в договоре с ним прописано обязательство присутствовать на рабочем месте (само упоминание «рабочее место» уже недопустимо) в конкретный промежуток времени; при нарушении требований нанимателя предусмотрена дисциплинарная ответственность
- Работник является участником производственной деятельности организации и несёт материальную ответственность. Это значит, что выдать в подотчёт технику для работы или иные ценные вещи самозанятому исполнителю нельзя
Признаки выше могут быть выявлены при проверке документов — договоров, актов, инструкций с исполнителями. Необходимо исключить терминологию, используемую в ТК РФ: самозанятый — это «исполнитель» или «подрядчик», но не «работник» или «сотрудник».
Доказательствами наличия трудовых отношений могут послужить (в совокупности):
- Наличие пропуска на территорию работодателя
- Журнал регистрации прихода-ухода сотрудников
- Расчётные листы о начислении зарплаты
- Графики работы, отпусков, документы о командировках, об обязанностях по обеспечению пожарной безопасности, о полной материальной ответственности
- Документы, подписанные работником: товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза и т.д.
Как мы видим, в сотрудничестве с самозанятыми, присутствуют определенные риски для юридических лиц. В то же время, статус самозанятого исполнителя и его взаимодействия с бизнес заказчиками продиктован процессами в экономике и его целесообразностью. Никто не запрещает сотрудничество между юридическими и физическими лицами по таким договорам. Необходимо лишь делать это правильно, с учетом требований закона, используя разумный подход.
- С этой целью и была создана платформа «Наймикс», чтобы максимально упростить и учесть все нюансы взаимодействия между бизнесом и самозанятыми исполнителями, минимизировать риски и помочь найти друг друга. Да, можно вручную вести документооборот, контролировать все этапы, проверять статусы, документы, акты, поштучно оплачивать работы. А можно сберечь свои время и нервы, наладив автоматический процесс ЭДО через платформу «Наймикс».