Зачем проверять статус самозанятого, и как это сделать?
31 октября 2022

Зачем проверять статус самозанятого, и как это сделать?

В стремительно меняющихся современных обстоятельствах запросы бизнеса постоянно модифицируются. Гибкий подход к планированию ресурсов одна из ключевых метрик эффективности бизнеса. Он применим и в бизнес-процессах, связанных с персоналом. Не всегда необходимо нанимать человека в штат: некоторые задачи имеют несистемный, проектный или сезонный характер.

Самозанятость становится все более распространенной легальной формой взаимодействия между физическими и юридическими лицами. При этом важно оформить такие деловые отношения с учётом специфики данного режима и требованиями законодательства. При таком сотрудничестве необходимо заключить договор на оказание услуг гражданско-правового характера с исполнителем, который можно подписать с помощью электронной подписи и проверить предварительно статус самозанятого по его инн. Таким образом — можно не встречаться лично и нанимать исполнителей из любых регионов или упростить наём временного персонала.

При взаимодействии бизнеса и самозанятого исполнителя существует ряд нюансов и правил взаимодействия.

Одно из самых важных — необходимо убедиться, что организация действительно сотрудничает с физическим лицом, зарегистрированным как плательщик налога на профессиональный доход.

Почему же этот вопрос нужно контролировать? В случае, если сотрудник не является самозанятым, согласно статьям 226 и 420 налогового кодекса РФ договор ГПХ с физическим лицом частично налагает на заказчика те же обязательства, что и в отношении сотрудника, оформленного по трудовому договору, а именно: уплату 13% НДФЛ и до 30% в ПФР, ФСС и ФОМС. Оформлять документы работодателю также необходимо самостоятельно, подготовив и сдав декларацию.

Есть и еще одна актуальная проблема — потеря статуса самозанятости. Сотрудник может снять его самостоятельно, не уведомив работодателя. Статус могут забрать, если исполнитель зарабатывает больше 2,4 миллионов рублей в год. Статус не присваивают ряду сфер деятельности.

Необходимо иметь весь пакет документов: договоры с исполнителями, счета, чеки и акты, которые нужны как для внутреннего учета, так и для внешних проверок.

При сотрудничестве с самозанятым исполнителем необходимо обязательно точно сформулировать задачи в договоре. В случае оказания услуг гражданско-правового характера ориентироваться можно только на результат, а не процесс, и выяснить отношения по завершении работ будет проблематично.

Важно помнить о специфике сотрудничества и проверять статус самозанятого, постоянно контролируя данный вопрос. Взаиморасчеты с физическим лицом не являющимся плательщиком НПД обязывают юридическое быть налоговым агентом и удерживать с таких выплат НДФЛ и уплачивать за него страховые взносы. Впоследствии это может привести к дополнительной проверке, разбирательствам, штрафам и пени.

Как проверить статус самозанятого?

Есть несколько способов взаимодействия с самозанятыми подрядчиками — самостоятельный (через налоговую и отдел кадров) или при помощи посредничества платформ.

  • Самостоятельный. Юридические, физические лица и ИП могут сотрудничать с самозанятыми исполнителями, и платить налоги при таком сотрудничестве самозанятые обязаны сами за себя. Тем не менее важно своевременно проверять статус исполнителя, рекомендуется делать это перед заключением договора и перед совершением платежей. На сайте ФНС России есть возможность выполнять такую проверку самозанятого по ИНН абсолютно бесплатно.

  • Можно попросить у самозанятого прислать подтверждение статуса (справку) из приложения “Мой налог”, однако этот способ ненадежен. Также рекомендуется внести пункт об уведомлении по изменению статуса самозанятого в договор ГПХ.

  • Существует ещё один способ взаимодействия: с помощью специально созданных сервисов по работе с самозанятыми. Наймикс предлагает автоматическую и ручную проверку благодаря официальному партнерству с ФНС. В таком случае можно быть уверенным в своевременной сверке с государственным реестром налоговой службы и в том, что проблем со статусом исполнителя не возникнет при сотрудничестве. Одновременно с этим, при внесении соискателем персональных данных производится банковская проверка на благонадежность.

Помимо этого платформа берет на себя вопросы по ведению документооборота. Автоматически проводит операции по алгоритму: заключение договора, составление акта, выдача чека; есть опция удержания и выплаты налоговых обязательств за исполнителя по НПД. Сервис может помочь в подборе персонала. Поддержка общается с клиентами 24/7, готова помочь пройти регистрацию и ответить на любые вопросы.

Достигайте новых высот, упрощайте свою работу и экономьте время и бюджеты вместе с нами.

Читайте другие наши статьи:

  1. Юрлица и самозанятые: организация и нюансы сотрудничества
  2. Кейс: рассказываем о работе самозанятых в ритейле
  3. Как платить самозанятому безопасно?
Скачайте приложение
Свежие заказы, чат с заказчиком, отклики — всегда под рукой.