Как правильно оформить самозанятого?
04 октября 2022

Как правильно оформить самозанятого?

Самозанятость в широком смысле — это форма занятости, при которой гражданин получает доход от профессиональной деятельности (например оказания услуг или работ, реализация произведенных товаров), но не может иметь Самозанятость в широком смысле — это форма занятости, при которой гражданин получает доход от профессиональной деятельности (например оказания услуг или работ, реализация произведенных товаров), но не может иметь работодателя или наемных работников.

Для того чтобы прочитать короткую выжимку, нажмите здесь

Кого можно оформить в качестве самозанятого?

Оформлять самозанятость исполнители должны самостоятельно. Получить статус плательщика на профессиональный доход (НПД) могут граждане России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, Украины. НПД могут применять физлица и индивидуальные предприниматели, у которых одновременно соблюдаются условия ниже:

  • Они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
  • Доход исполнителя от ведения его профессиональной деятельности в качестве самозанятого не превышает 2,4 млн. рублей в год.
  • Исполнитель не имеет наемных работников и работодателя.

Самозанятым можно стать с 14 лет. Для этого несовершеннолетним необходимо получить нотариально заверенное согласие родителей или пройти процедуру эмансипации, или вступить в брак.

В законе не указан четкий перечень специальностей для самозанятых, но есть список запрещенных видов деятельности в качестве плательщика НПД. Ознакомиться с перечнем можно здесь.

Как получить статус самозанятого гражданину России?

Зарегистрировать самозанятость исполнитель может следующими способами:

  • через приложение «Мой налог» (наиболее удобный способ);
  • через личный кабинет сайта ФНС;
  • через МФЦ;
  • через портал «Госуслуги»;
  • через уполномоченный банк.

В гайде по самозанятости мы подробно разобрали вопросы, кто может стать самозанятым, какие документы нужны для оформления, и как это сделать.

Для подтверждения статуса попросите прислать справку с подтверждающими данными от ФНС:

registration_info_1671604859090.jpg

Или проверьте его самостоятельно на сайте Налоговой:

проверка статуса по ИНН.jpg

Как оформить самозанятость иностранцу?

Прежде всего исполнителю необходимо самостоятельно получить ИНН и учетную запись в Личном кабинете налогоплательщика-физического лица в налоговом органе по месту жительства (пребывания) на территории России. После этого исполнитель может зарегистрироваться в приложении «Мой налог» через личный кабинет налогоплательщика.

Учтите, что компания-заказчик обязана подать уведомление по самозанятым-иностранцам в Главное управление по вопросам миграции территориального органа МВД в течение трех рабочих дней с момента заключения договора и его расторжения (прекращения). Форму уведомления можно взять из Приложения №7 к приказу МВД от 30.07.2020 № 536.

Как начать сотрудничать с самозанятым?

1) Прежде чем начать сотрудничать с таким исполнителем, проверьте у него наличие статуса самозанятого. Сделать это можно на сайте ФНС. Для этого потребуется указать ИНН исполнителя. Перед осуществлением каждой выплаты также необходимо проверять, что он имеет статус плательщика НПД.

2) Удостоверьтесь, что самозанятый не состоял в штате вашей организации последние 2 года. Согласно закону о самозанятых нельзя привлекать бывшего работника к оказанию услуг в случае его увольнения менее 2 лет назад.

3) Заключите договор ГПХ (оказания услуг, подряда, авторского заказа) с самозанятым. В нем должны отсутствовать признаки трудового соглашения. Во избежание проблем с ФНС желательно заключать отдельные договоры на каждый проект. В документе пропишите, что компания-заказчик не является налоговым агентом и не должна удерживать из суммы оплаты НДФЛ. А также укажите, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход.

Если самозанятый оказывает разовую услугу стоимостью до 10 тысяч рублей, то заключать договор необязательно.

4) Укажите в договоре, что подтверждением выполнения условий договора является акт. В акте должны быть указаны объем оказанных услуг и их стоимость. Акт подтверждает гражданско-правовой характер отношений между сторонами и позволяет зафиксировать отсутствие нарушений в сроках и объемах выполненных работ. Если проект реализуется в несколько этапов, акты можно подписывать после каждой выполненной задачи.

Учтите, что самозанятый сам обеспечивает свой труд всем необходимым (спецодеждой, инвентарем и расходниками), организует собственное рабочее место и процесс. Заказчик (организация или частное лицо) вправе обозначить требования к сроку и качеству реализации проекта (услуги), но не может контролировать процесс. Также самозанятый сам покрывает расходы на трансфер до объекта, проживание и питание (в случае такой необходимости).

5) После оказания услуги (выполнения работ) исполнитель обязан предоставить чек заказчику. Процесс формирования чека несложный, мы его подробно описали в Полном гайде для самозанятого.

В случае длительного сотрудничества рекомендуем выполнить следующие действия:

1) Включите в условия договора формулировку: «Договор вступает в силу с момента подписания и действует один год. Если по окончании срока действия договора стороны не изъявили желание расторгнуть договор, он считается продленным еще на один год».

2) Ежемесячно или ежеквартально подписывайте доп. соглашения к договору с исполнителем.

3) Проверьте даты, суммы и объёмы и в договоре.

  • Дата заключения договора должна быть позже даты регистрации самозанятого.
  • Дата подписания договора с исполнителем должна быть позже даты подписания договора с клиентом организации, для которого самозанятый будет оказывать услугу. Такое может быть, когда самозанятый является субподрядчиком.
  • Во всех договорах с исполнителем должны быть указаны разные проекты с различающимися датами начала и окончания.

Итак, что важно помнить при оформлении самозанятого?

  • просите подтверждение статуса самозанятости у исполнителя или проверяйте его сами;

  • уделяйте внимание формулировкам в договоре и не дублируйте то, что прописывается в ТК;

  • платежные даты должны отличаться от дат зарплаты у сотрудников;

  • собирайте полный пакет документов.

Как быстрее всего и удобнее оформить самозанятого?

Оптимальный вариант предлагают специальные сервисы для сотрудничества бизнеса и самозанятых, например, «Наймикс». Наши специалисты проконсультируют исполнителей по поводу регистрации самозанятости, проверят документы, персональные данные и уточнят наличие статуса плательщика НПД перед каждой выплатой. Платформа автоматически сформирует договоры, акты и чеки, произведет автоуплату налогов за исполнителя. Наша служба поддержки работает 24/7, поэтому мы оперативно решим любой возникающий вопрос как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Читайте также:

  1. Кейс Монотек Строй
  2. «Наймикс» для упрощения работы с самозанятыми
  3. Выплаты самозанятым от юридических лиц
Скачайте приложение
Свежие заказы, чат с заказчиком, отклики — всегда под рукой.